Создание ООПТ

ПФ «Верховье» выполняет весь круг работ по созданию новых ООПТ федерального, регионального (областного) и местного значения:

  • выполнение комплексного экологического обследования,
  • обоснование и разработка обосновывающих материалов для создания ООПТ,
  • проведение административных процедур вплоть до принятия нормативного акта органов власти о создании ООПТ.

Перечень ООПТ, созданных по материалам, разработанным ПФ «Верховье», за 2009–2016 годы в Московской области см. здесь.

Как проектируются ООПТ?

Работа по проектированию и организации ООПТ требует целого комплекса знаний, умений и навыков: географических, зоологических, ботанических, экономических, юридических, картографических, а также знаний в области земельных отношений.

Важнейшим этапом работы является комплексная оценка территории – изучение различных природных и социально-экономических факторов в процессе их взаимодействия.

При сборе данных используются все доступные литературные, фондовые и ведомственные материалы, предложения ученых и специалистов, результаты специальных обследований. При проведении комплексного экологического обследования для создания новой ООПТ материалы разрабатываются на весь район расположения изучаемого объекта, а некоторые характеристики (например, степень редкости или уникальности природных объектов, привлекательность территории для туристов и др.) оцениваются в масштабах региона или даже страны.

Рассчитывать на долговременное сохранение достаточно крупного природного комплекса можно только при условии охраны всех его основных структурных единиц. Поэтому в качестве объекта оценки наиболее удобны и объективны природно-территориальные комплексы (ПТК), отображаемые на ландшафтной карте. Они обладают необходимой для оценки однородностью природных свойств и условий в пределах своих границ.

По существу, в процессе комплексной оценки территории, предлагаемой для организации ООПТ, проводится сравнительная оценка характеристик природных территориальных комплексов. Решающее значение при этом имеют уровень сохранности и уязвимость ПТК к воздействию антропогенных факторов, привлекательность и степень благоприятности условий для рекреационной деятельности. К наиболее важным критериям, обосновывающим природоохранную ценность территории, относятся также типичность или уникальность природного комплекса, связанных с ним сообществ растений и животных. Для правильного подхода к установлению границ и функциональных зон ООПТ необходимо учитывать характер и степень антропогенной нарушенности природных комплексов, а также размещение на территории объектов, требующих особой охраны (геологических, гидрологических, ботанических, зоологических, историко-культурных и др.). Часть этих объектов обладает также рекреационной уникальностью и является особо ценным ресурсом познавательного туризма.

В обобщенном виде проанализированные материалы отображаются на схеме в масштабе проектирования. При этом картографически выделяются участки территории, представляющие наибольшую природоохранную и научную ценность, наиболее уязвимые и нарушенные, наиболее перспективные для развития туризма и отдыха, наиболее эксплуатируемые в рекреационном и хозяйственном отношении, а также «конфликтные зоны» между ними. Проведенная комплексная оценка дает возможность оптимально наметить границы ООПТ, внутреннюю режимную и планировочную структуру, систему природоохранных и рекреационных мероприятий. Кроме того, собранные материалы являются основой для дальнейшей научной и эколого-просветительской деятельности, организации экологического мониторинга.

Итак, спроектировали. Что дальше?

Подготовка материалов комплексного экологического обследование и проектирование границ и режима ООПТ – это только часть процесса создания ООПТ. Этот процесс включает также ряд длительных и непростых административных процедур, содержание которых зависит от уровня значения ООПТ и региональных особенностей.

Например, в Московской области в настоящее время выработана следующая процедура.

В соответствии с Законом Московской области «Об особо охраняемых природных территориях», ООПТ областного значения организуются на основании утвержденной Правительством Московской области Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Министерство экологии и природопользования) рассматривает поступившие предложения и обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации ООПТ, описанного выше.

В состав подготавливаемых документов входят:

  • пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса особо охраняемой природной территории областного значения;
  • проект положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
  • графические материалы предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
  • схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
  • экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории.

Материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этой территории статуса особо охраняемой природной территории областного значения, подлежат государственной экологической экспертизе.

В соответствии с федеральным законодательством решения о создании ООПТ областного значения, об изменении режима их особой охраны согласовываются с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы и результатов согласования проекта ООПТ с уполномоченными структурами Правительство Московской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории областного значения.

Сохранить

Сохранить