Некоммерческая организация Природоохранный фонд "Верховье"
Направления деятельности
Наши сайты

К вопросу об особо охраняемых природных территориях

Александр Владимирович Русанов - президент Некоммерческой организации Природоохранный фонд «Верховье», заместитель председателя Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений, животных и грибов Московской области.
За 2006 год по проектам, разработанным под руководством А.В. Русанова или при его участии, организованы государственный природный заповедник «Кологривский лес» (Костромская область), природные резерваты «Палецкое озеро» и «Долина реки Вяземка», природный рекреационный комплекс «Волковский берег» (Московская область).

Что такое «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ)? Целостной, и вместе с тем многоаспектной современной информации об ООПТ, ориентированной как на специалистов, так и на широкую аудиторию, пока публикуется явно недостаточно.

Организация и функционирование ООПТ включают целый комплекс знаний, умений и навыков: географических, зоологических, ботанических, экономических, юридических, картографических. И, конечно, в современной ситуации не обойтись без знаний земельных отношений.

Парадокс: в нашей стране, где созданная система ООПТ является национальным достоянием и национальной гордостью, нет ни одного вуза, который готовил бы специалистов по этой теме.

В условиях малой информированности в деле ООПТ вокруг создания новых особо охраняемых природных территорий зачастую процветает мифотворчество. Наиболее распространенным является миф о том, что злые силы, прикрываясь глубоко нравственными идеями охраны природы, на самом деле преследуют совсем иные цели, например, «царские охоты». Троицкий форум не стал исключением. «ООПТ - это лес оптом», — примерно так сформулировал свое отношение один из участников обсуждения.

Между тем, предположение об использовании достаточно сложных организационно-правовых механизмов в сфере ООПТ для маскировки неких антиприродоохранных устремлений представляется весьма абсурдным. Для реализации таких устремлений есть масса других, в том числе законных, путей.

Опасаться надо совсем другого: случаев, когда за разработку документации берутся организации и специалисты, не имеющие соответствующего опыта и разрабатывающие просто абсурдные проекты ООПТ. Впрочем, непрофессиональный проект в наше время почти не имеет шансов продраться через частокол согласований.

Корни российских традиций особой охраны природных комплексов уходят в глубокую древность, когда нравственность праотцов надежно сохраняла божелесья, пущи, засеки и запретники. Продолжая традиции предков, уникальная система ООПТ России в ее нынешнем виде сформировалась в XX веке. Выдающийся специалист заповедного дела Ф.Р. Штильмарк написал замечательный труд «Историография российских заповедников». Из книги становится ясно, ради чего и в каких условиях создавались ключевые ООПТ нашей страны, как они жили. Мы стараемся соответствовать традициям, заложенным патриархами заповедного дела. Сохранять природу, как раньше, так и сейчас, не «благодаря», а «вопреки»... Вопреки полувековой политике преобразования природы и ее покорения, вопреки господству «идеалов» потребления сегодня

Заповедники - единственная категория ООПТ, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. В прочих категориях ООПТ устанавливается режим особой охраны, запрещающий одни виды деятельности, но разрешающий другие. Индивидуально для каждой отдельной ООПТ. Если создание ООПТ не наложило никаких ограничений на природопользование, помимо уже существовавших, — это пародия на ООПТ. Корректно описанные границы и режим, а также мероприятия, обеспечивающие исполнение этого режима — основа сохранности ООПТ. Практика показывает: меняется законодательство, меняются наименования и полномочия органов, а режим и границы ООПТ остаются неизменными.

В соответствии с законодательством органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы имеют право на установление категорий ООПТ, не поименованных в федеральном законодательстве. Эти права реализуются в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных положениях об ООПТ, в результате чего в положениях об ООПТ местного значения муниципальных образований появляются свои уникальные категории. Для чего они нужны? Федеральным законом, например, установлено, что памятники природы и государственные природные заказники не могут иметь местного значения. Муниципальные органы устанавливают функционально подобные категории ООПТ местного значения, например «памятник живой природы». Региональной категории «природный парк», где упорядочивается и организуется туризм и отдых (рекреация), на местном уровне соответствует, например, «ландшафтный парк» или «природный рекреационный комплекс». Кстати, о рекреации. Упоминание о ней часто вызывает у людей неодобрительную реакцию. Причиной является практика пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, которая частенько оборачивается возведением забора вокруг участка леса, где еще недавно жители гуляли, собирали грибы и ягоды. Уже арендованные участки включать в ООПТ нецелесообразно, появление же новых в ее составе должно быть исключено режимом. Для иной рекреации - традиционного отдыха населения на природе — проектом ООПТ предусматриваются мероприятия, которые призваны снизить последствия рекреационных воздействий на природные комплексы, перевести площадное вытаптывание в тропиночную сеть, увести потоки отдыхающих от мест обитания животных. Иногда осуществляется и минимальное природосберегающее обустройство: контейнеры для мусора, аншлаги и таблички-указатели, мостики через ручьи. Закон позволяет разместить здания дирекции ООПТ, визит-центра, музея природы и гостиницы для туристов в специально выделенных зонах, скажем, национальных или природных парков, площадь которых обычно составляет десятки и сотни тысяч гектаров. Выделить доли процента территории под перечисленные антропогенные объекты не только оправдано, но и необходимо для функционирования ООПТ упомянутых категорий. Для ООПТ местного значения, площадь которых редко превышает несколько сотен гектаров, подобные вопросы не актуальны. Считаем целесообразным запрещать здесь возведение зданий и сооружений на всей территории.

Сочетание «значение ООПТ» в нормативном понимании трактуется однозначно. Бывают ООПТ местного, регионального (областного, республиканского, краевого) и федерального значения. Постановление о создании ООПТ федерального значения принимается Правительством России, о создании ООПТ регионально значения - исполнительной властью субъекта Федерации, местного значения — муниципальными органами. То же касается организации охраны и функционирования ООПТ соответствующего значения. Размещение ООПТ большинства категорий не зависит от расположения на землях, отнесенных к федеральной, региональной, муниципальной или иной собственности. Абсолютное большинство ООПТ регионального и местного значения в Московской области созданы без изъятия земель на землях разной собственности. Представители живой природы бегают и летают, не разбирая, в пределах чьих земельных участков они это делают. Так или иначе, ООПТ местного значения может быть созданы не только на муниципальных, но и на иных землях. На иных - по согласованию с их собственником. В дискуссии на троицком Интернет-форуме цитируются фразы из статьи 6 Федерального закона об ООПТ. В дискуссии на троицком Интернет-форуме цитируются фразы из статьи 6 Федерального закона об ООПТ. «Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью ... регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации... местного значения являются собственностью муниципальных образований». Обсуждать эту конструкцию абсолютно бесполезно: Законодатель за двенадцать лет не разъяснил, что такое «собственность на особо охраняемую природную территорию». Природоохранники считают, что понятие могло бы быть раскрыто не через имущественные, а через ценностные трактовки (от слова «ценность», а не «цена»). Пока же можно утверждать, что отождествление собственности на ООПТ и собственности на земельные участки ошибочно.

Из скупых фраз Федерального Закона об ООПТ не вытекает обоснование отнесения ООПТ к тому или иному значению. Анализ конструкции подсказывает, что Законодатель не включил в понятие «значение» обосновывающую составляющую «значимость». А это очень важная составляющая. Для того, чтобы претендовать на ООПТ федерального значения, природный комплекс должен являться, например, малонарушенным эталоном зональной экосистемы. Примерами могут служить значительные по площади участки непаханой степи или типичной тайги, которой никогда не касался топор. Большинство подобных участков было выделено специалистами еще к середине прошлого века и отражено в 1958 году в «Перспективном плане географической сети заповедников СССР. Впоследствии планы создания федеральных ООПТ дополнялись новыми объектами, немногочисленными, действительно имеющими природоохранное значение на уровне всей страны.

На областном уровне принимается Схема развития и размещения ООПТ Московской области. В 2006 году разработан проект подобной Схемы, который предполагает создание около сорока особо охраняемых природных территорий различных категорий, имеющих особое природоохранное, экологическое, рекреационное значение для Московской области. Это типичные, хорошо сохранившиеся эталоны физико-географических областных провинций, очаги естественного биоразнообразия, включающие местообитания многих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Московской области. Доказательств, что природные комплексы городского округа Троицк вписываются в эту обойму, пока нет. А вот местному значению территории, предлагаемые администрацией Троицка для создания ООПТ, на первый взгляд, вполне удовлетворяют. Надеюсь, комплексное экологическое обследование это подтвердит.

На Интернет-форуме тем временем дискуссия идет в любопытном ключе. Обсуждается вопрос, нужны Троицку ООПТ или нет. При этом не учитывается, с каким трудом, с каким количеством согласований, которые часто растягиваются на непредсказуемое время, создаются ООПТ. (Кстати, созидательная активность общественности часто помогала успешному прохождению отдельных согласований.)

Вниманию участников форума, которые, смотря вперед, опасаются быстрой ликвидации ООПТ (тех, которые еще предстоит организовать): на современном этапе упразднить ООПТ уж никак не проще, чем ее создать. Закон допускает упразднение ООПТ только в случае разрушения природных объектов, ради которых была создана охранная территория. А по текущей ситуации доказать, что объекты особой охраны безвозвратно утеряны, легко только для точечных ООПТ. Засохло, например, дерево-долгожитель, сломалась гнездовая опора, на которой гнездилась редкая птица, — экспертная комиссия в таких случаях, конечно, придет к выводу, что такое ООПТ может быть упразднено. Что касается прочих ООПТ, имеется масса возможностей доказать, что объекты особой охраны утрачены не без¬возвратно. За последние десятилетия ни одной ООПТ в Московской области упразднено не было. Впрочем, был и трагический для природоохраного дела 1951 год, когда в одночасье площадь заповедной системы СССР была сокращена с 12 миллионов до 800 тысяч гектаров, а из пяти заповедников в Московской области четыре были ликвидированы.

В данном материале мы попробовали раскрыть некоторые аспекты отношений, связанных с ООПТ, ряд из которых обсуждается на троицком Интернет-форуме. Надеемся, что после этой публикации у читателей станет больше ясности в данном вопросе.

А.В. Русанов

 
Актуально
2017.04.05

Специалисты ПФ «Верховье» начали наблюдения за весенним пролётом и прилётом птиц. Экологи посетили территории заказника «Осёнка», памятника природы «Хлопковская колония серых цапель», осмотрели разливы в заказнике «Москворецкий пойменный», провели наблюдения в некоторых лесных массивах.

Подробнее

2017.03.28

28 марта 2017 г. стало известно об утверждении Министерством экологии и природопользования Московской области трёх новых положительных заключений государственной экологической экспертизы материалов для создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) областного значения государственных природных заказников «Долина р.Волгуша и Парамоновский овраг» (Дмитровский район), «Попово болото и озеро» (Сергиево-Посадский район) и прибрежной рекреационной зоны «Коробчеевская» (Коломенский район). Обосновывающие материалы для создания этих ООПТ подготовлены ПФ «Верховье».

Подробнее

2017.03.09

В феврале 2017 года сотрудниками ПФ «Верховье» в Можайском районе Московской области встречен и заснят седой дятел.

Подробнее

События
2017.04.13

«Верховью» 19 лет!

Подробнее

2012.03.20

В Сытьковской школе открылся музей «Рузский лес»

Подробнее

2011.05.02

Опять палы ... Доколе?!

Подробнее