ООПТ местного значения

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», ООПТ местного значения создаются органами местного самоуправления – обычно главами муниципального образования или советами депутатов. С 2014 года такие ООПТ могут образовываться только на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования. До законодательного введения подобного ограничения многие ООПТ местного значения создавались и на других землях – например, на землях лесного фонда (т.е. федеральной собственности).

Правовые особенности

Возможные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Например, в Московской области сейчас предусмотрены следующие категории местных ООПТ:

  1. природные рекреационные комплексы;
  2. особо охраняемые водные объекты;
  3. природные резерваты;
  4. ландшафтные парки;
  5. памятники живой природы.

Такой закрытый перечень был введен законодательством Московской области не так давно, в 2014 году. Ранее, до его появления, в Подмосковье создавались ООПТ таких категорий как пространственный экологический коридор, природно-исторический комплекс, охраняемая береговая линия и другие. Для местных ООПТ нельзя было вводить лишь такие категории, которые по ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривались только для объектов федерального или регионального значения. Закон был принят в 1995 году, при этом с предыдущих лет в некоторых районах области были «унаследованы» особо охраняемые природные территории местного значения категорий заказник и памятник природы. На территории Подмосковья существуют даже ООПТ, для которых не было установлено вообще никакой категории.

Закон обратной силы не имеет, поэтому созданные в прошлые десятилетия и противоречащие современным нормам ООПТ автоматически не аннулируются. Вместе с тем в подобных ситуациях во избежание недоразумений или конфликтов крайне желательно приводить документацию особо охраняемой природной территории в соответствие с актуальным законодательством. Для этого надо либо придавать «неправильным» ООПТ другую категорию, либо, если позволяет их объективная природная ценность и земельные отношения на территории, переводить на региональный уровень. Любой из этих вариантов требует принятия решения органов власти о реорганизации особо охраняемой природной территории с одновременной подготовкой новой документации на нее.

Документация – это положение об ООПТ или паспорт, которые также утверждаются органами местного самоуправления. Это может происходить одновременно с созданием или реорганизацией ООПТ или спустя какое-то время. В документации содержатся все обязательные характеристики охраняемой территории – наименование, статус, границы, режим особой охраны. Обычно указываются также назначение ООПТ, площадь, описание, основные объекты охраны. Территория может иметь функциональное зонирование: в зависимости от назначения, сложившейся традиционной деятельности и состояния природных комплексов и объектов на разных участках может устанавливаться различный режим использования и охраны.

ООПТ Московской области

В Московской области насчитывается около 60 ООПТ местного значения, и распределены они по территории области неравномерно. Наличие и развитие сети особо охраняемых природных территорий полностью зависит от внутренней инициативы муниципальных образований (или ее отсутствия). Нередко в перечни ООПТ заносят объекты, которые юридически таковыми не являются. Это могут быть территории, которые действительно имеют какой-либо охранный статус, но другого профиля – например, зоны охраны историко-культурного памятника или заповедный лесной участок. Другой вариант – когда особо охраняемой природной территорией называют природный объект, широко известный и популярный у местного населения и нередко даже указанный в генеральном плане, но по которому нет надлежащего решения органов местного самоуправления с четкой формулировкой об организации ООПТ.

У многих особо охраняемых природных территорий местного значения, особенно созданных давно, нет четких границ, а режим охраны не учитывает их состояние и современную социально-экономическую ситуацию. Бывает, что документы о создании просто потеряны, так что правомерность самого упоминания об объекте как об ООПТ нуждается в подтверждении. Все это препятствует полноценной охране особо охраняемых природных территорий местного значения, и потому документация на них часто нуждается в проверке и обновлении.

По проектам Природоохранного фонда «Верховье» созданы 18 ООПТ местного значения в Московской области (ряд из них теперь отнесены к территории города Москвы). В их числе:

  • Природный резерват «Топоровское озеро». 2007 год, Можайский г.о. Площадь — 10,1 га.
  • Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес». 2008 год, Одинцовский г.о. Площадь — 2619 га.
  • Природный резерват «Палецкое озеро». 2008 год, Одинцовский г.о. Площадь — 344,5 га.
  • Природный рекреационный комплекс «Волковский берег». 2008 год, Одинцовский г.о. Площадь — 74,35 га.
  • Ландшафтный парк местного значения «Ватутинский лесной массив». 2008 год, г. Москва (ранее – Московская область, г.о. Троицк). Площадь — 12 га.
  • Охраняемая береговая линия местного значения «Участок долины р. Десна». 2008 год, г. Москва (ранее — Московская область, г.о. Троицк). Площадь — 13 га.
  • Природный рекреационный комплекс местного значения «Троицкая роща». 2008 год, г. Москва (ранее — Московская область, г.о. Троицк). Площадь — 15 га.

С полным списком созданных особо охраняемых природных территорий и проектов можно ознакомиться здесь

В 2017 году природный рекреационный комплекс местного значения «Леса Серебряноборского лесничества» был преобразован в ООПТ регионального значения — государственный природный заказник с тем же названием. По еще двум ООПТ — «Лесные массивы бассейна реки Дубешня» и «Верховые болота лесных водоразделов рек Жуковка и Поноша» — 2020 году нами также подготовлены материалы для перевода их в ООПТ регионального значения. В настоящее время эти материалы проходят необходимые согласования.