Реорганизация ООПТ

Важнейшим направлением деятельности ПФ «Верховье» является осуществление работ по проведению комплексного экологического обследования и разработке материалов для реорганизации особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Понятие «реорганизация особо охраняемой природной территории», подразумевающее изменение границ, режима, категории и значения ООПТ, появилось в законодательстве Московской области в 2007-м году (при внесении очередных изменений в Закон Московской области «Об особо охраняемых природных территориях» от 23.07.2003. № 96/2003-ОЗ была добавлена статья 14.1), а затем и в законодательстве некоторых других субъектов Российской Федерации.

 

Порядок реорганизации ООПТ подразумевает проведение комплексного экологического обследования (КЭО) реорганизуемой ООПТ, написание материалов КЭО, создание графических материалов (схемы) ООПТ, проектов нового положения или паспорта реорганизуемой ООПТ, иных документов, предусмотренных законодательством. Данные виды работ организация ПФ «Верховье» выполняет более 15 лет, как по государственным заказам в рамках областных бюджетных программ, так и для частных заказчиков, заинтересованных в установлении четких границ и режима ООПТ и их юридическом закреплении.

Внедрение практики реорганизации ООПТ было продиктовано особенностями истории их создания и оказалось жизненно важным для сохранения системы ООПТ не только в Подмосковье, но и по всей стране. Большинство ООПТ областного и местного значения Московской области было создано в период с 1966 до 1992 года. За время, прошедшее с момента их организации, документация (положения, паспорта) на них сильно устарела. Значительно изменилось и законодательство, в частности, возросли юридические требования к документации на ООПТ.

В настоящее время главными недостатками существующих паспортов и положений ООПТ являются следующие.

  1. Неточное описание границ.

По текстовым описаниям границ ООПТ и примитивным схемам, прилагающимся к документации прошлых лет, часто сложно, а иногда и просто невозможно установить, где именно они проходят. Существует немало ООПТ, паспорта и положения которых и вовсе не содержат никакого описания границ. В современных условиях, когда постоянно нарастает антропогенный пресс на природу, необходимо точное, не допускающее двусмысленных трактовок, описание границ. Такое описание должно составляться с использованием современных геоинформационных технологий и с указанием точных географических координат поворотных точек.

  1. Устаревшие режимы охраны, не учитывающие весь комплекс современных угроз.

За последние десятилетия жизнь в стране претерпела существенные изменения. С одной стороны, снизился пресс тех видов антропогенных воздействий, которые были характерны в прошлые годы (тотальное осушение болот, масштабное использование пестицидов в сельском хозяйстве, перевыпас скота и др.). С другой стороны, резко активизировались и расширились иные, современные факторы негативного антропогенного пресса, которые невозможно было предугадать раньше: застройка природных территорий (даже берегов рек и водоемов), самодеятельный отдых населения на природе, захламление земель твердыми бытовыми и производственными отходами, весенние палы растительности и т.д.

  1. Устаревшая категория ООПТ.

В свете изменений законодательства в сфере охраны природы, некоторые установленные в документах категории требуют актуализации или изменения. Например, сейчас определено, что заказники и памятники природы не могут быть местного значения – только федерального или регионального. Но многие местные ООПТ, созданные до 1992 года, имеют такие категории. Считать их автоматически ликвидированными нельзя, да и не нужно. А нужно придать какую-то современную категорию.

В современных реалиях, с учетом активного «освоения» земель в Московской области существование ООПТ нелегитимной категории, с неоднозначным описанием границ и неполноценным режимом охраны – прямой путь к потере наших ценных природных комплексов и отдельных объектов. К сожалению, есть примеры отдельных регионов России, где система «неправильных» ООПТ была попросту упразднена, вместо того, чтобы дать себе труд провести непростой процесс реформирования ООПТ, созданных в советское время.

Необходимость укрепления защищенности ООПТ в условиях новых реалий неизбежно требует установления четких границ, укрепления режима, а иногда смены категории или значения особо охраняемых природных территорий – для этого и существует процедура реорганизации.

ПФ «Верховье» проводит работы по комплексному экологическому обследованию ООПТ, планируемых к реорганизации, и разрабатывает:

  • материалы комплексного экологического обследования реорганизуемых ООПТ;
  • проекты новых положений (паспортов) реорганизуемых ООПТ;
  • различные графические материалы (схемы) реорганизуемых ООПТ (при необходимости и ее охранной зоны);
  • иные документы, предусмотренные законодательством (в зависимости от значения, категории ООПТ, а также специфики действующих в субъектах Российской Федерации порядков реорганизации ООПТ регионального и местного значения);
  • материалы оценки воздействия на окружающую среду (для ООПТ регионального значения, в случаях, предусмотренных законодательством).

Перечень ООПТ Московской области, реорганизованных по материалам ПФ «Верховье» в 2009–2016 годах, можно посмотреть здесь.