Режим особой охраны и границы ООПТ

Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия — основная цель функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Ее достижение принципиально зависит от поддержания определенного режима особой охраны территории, одной из определяющих характеристик ООПТ — иначе та не может выполнять свои функции.

Правовой режим охраны ООПТ

Согласно Закону Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях», режим особой охраны – это система ограничений, устанавливаемых в границах ООПТ и их охранных зон, в отношении деятельности, которая противоречит природоохранным целям. Предупреждением и пресечением нарушений режимов ООПТ и их охранных зон занимаются государственные надзорные органы.

Особо охраняемые природные территории федерального значения имеют свою администрацию, в состав которой входит служба охраны их территорий. На ООПТ регионального значения государственный надзор над их охраной и использованием осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. На особо охраняемых природных территориях местного значения эти функции выполняют органы местного самоуправления.

Основным правовым актом, определяющим режим особой охраны конкретной ООПТ и ее охранной зоны, является утвержденное в установленном порядке индивидуальное положение или паспорт.

Примерно так выглядит положение об ООПТ (отдельные страницы)

В связи с тем, что разные ООПТ могут значительно различаться между собой статусом, природными условиями, комплексом охраняемых объектов и другими характеристиками, отличаются и установленные на них режимы особой охраны.

В целом на ООПТ обычно запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, рекреационно-познавательным ресурсам. В случае проведения функционального зонирования ООПТ — для каждой функциональной зоны устанавливается свой режим охраны и природопользования.

Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, также определяются положением или паспортом. В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах ООПТ допускает строительство, в положении устанавливаются его предельные параметры.

Особенности ограничений

Для разных типов природных комплексов (ландшафтов) и категорий земель обычно устанавливаются свои условия использования. Например, для лесных территорий чаще всего вводятся ограничения на те или иные виды рубок (либо их полный запрет), ограничиваются сроки проведения лесохозяйственных работ. Для сельскохозяйственных земель (полей, лугов, залежей) могут устанавливаться ограничения на различные виды сельхозработ, внесение ядохимикатов и удобрений, посадка пропашных культур, распашка естественных лугов. Для водных объектов, как правило, вводятся запреты на загрязнение акватории и прибрежных защитных полос, изменение гидрологического режима ООПТ.

В местах концентрации редких и охраняемых видов флоры и фауны устанавливается режим, направленный на сохранение конкретных видов и среды их обитания. Например, для участков с колониями редких птиц может быть принят запрет на посещение этих территорий весной и в первой половине лета; для мест обитания редких перепончатокрылых насекомых (пчелы, осы, шмели) — запрет организации передвижных пасек, применение ядохимикатов. В местах произрастания охраняемых степных растений в лесной зоне устанавливается запрет посадки деревьев на лесных полянах.

Разведение костров вне специально отведенных мест и замусоривание на ООПТ запрещаются

В настоящее время российское законодательство об ООПТ в целом располагает необходимым набором действующих норм и правил, соблюдение которых способно обеспечить сохранение природных комплексов и объектов. Однако практика показывает, что даже при наличии весьма совершенного законодательства не всегда удается достичь полного соблюдения его положений и норм. Одной из причин является ресурсный характер законодательной системы, при котором полномочиями по управлению конкретными ресурсами (лесами, охотничьими животными, водными и другими ресурсами) обладают только соответствующие ведомства, и это распространяется и на ООПТ.

Поэтому органам, управляющим региональными и местными ООПТ, важно достичь соглашений с ресурсными ведомствами и постараться выработать единый подход в сохранении этих ресурсов и объектов не только в границах конкретной ООПТ, но и на сопредельных территориях. В долгосрочной перспективе важно стремиться, чтобы на особо охраняемых природных территориях все полномочия перешли к специализированным государственным органам по охране ООПТ.

Порядок установления границ ООПТ

Границы особо охраняемых природных территорий устанавливаются, прежде всего, исходя из двух факторов:

  1. расположения ценных природных комплексов и объектов;
  2. особенностей природопользования на данной территории и условий, необходимых для охраны объекта.

Границы ООПТ предпочтительно прокладывать по хорошо заметным на местности рубежам – дорогам, просекам, линиям коммуникаций, рекам, мелиоративным каналам. Также их можно проводить по линиям, зафиксированным в Едином государственном реестре недвижимости, – границам земельных участков, водоохранных зон и т.п.

По такой дороге удобно проводить границу ООПТ

Если такие ориентиры на местности отсутствуют, либо являются нечеткими, границы ООПТ в натуре обозначаются специальными информационными знаками, устанавливаемыми на определенном расстоянии друг от друга. Такие же знаки размещаются и в случае наличия хорошо заметных ориентиров, но только на ключевых точках (углах, местах основных заходов или заездов на ООПТ).

При подготовке материалов, обосновывающих создание или реорганизацию ООПТ, в обязательном порядке готовится точное описание границ. Оно представляет собой перечень координат поворотных точек границ в местной или общегеографической системах координат. Это описание утверждается одновременно с созданием (или реорганизацией) ООПТ. Оно либо входит в положение (паспорт), либо оформляется как отдельный документ.

Для ООПТ, созданных в прошлые годы, когда такого требования еще не было, проводятся специальные кадастровые работы по определению этих координат.

Особо охраняемые природные территории, для которых имеется описание границ в точных координатах, отображаются на Публичной кадастровой карте Росреестра в специальном слое.