Занесение сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости

За последнее время все чаще фиксируются случаи прямого нарушения режима особой охраны ООПТ, самыми серьезным из которых является незаконное отведение участков внутри ООПТ под застройку, прокладку дорог и инженерных коммуникаций. Зачастую причиной, мешающей привлечь виновных к ответственности, является отсутствие четко установленных границ ООПТ, что дает возможность застройщикам оспаривать факт нахождения объектов застройки на охраняемой территории.

Поэтому властями Московской области было принято решение о постановке всех региональных ООПТ на кадастровый учет. С 2013 года ПФ «Верховье» в сотрудничестве с партнерами ООО «ГРИНЛАЙФ Кадастровое Бюро» и ООО «Геокадинформ» проводит работы по разработке материалов, необходимых для занесения сведений об особо охраняемых природных территориях областного значения в государственный кадастр недвижимости.

Фрагмент ПКК с ЗОУИТ

Фрагмент публичной кадастровой карты с ООПТ, обозначенными как зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)

Подавляющее большинство существующих ООПТ областного значения Московской области организовывалось в 70–80-х годах прошлого века, и их документация (паспорта и положения) зачастую содержит крайне неполные данные об объекте: комплексное описание природных особенностей отсутствует; объекты особой охраны ООПТ не выделены; в ряде случаев по имеющемуся описанию невозможно четкое определить границы объекта. А площади ООПТ, указанные в документах, зачастую значительно расходятся с их реальными площадями.

Московская область является одним из первых регионов в России, где планомерно проводится такая работа. Итогом этой работы станет доступность сведений о границах и режиме областных ООПТ для землепользователей Московской области, что позволит избежать непреднамеренное нарушения режима особой охраны и границ этих ООПТ при проведении любых хозяйственных и иных работ на территории области.

Основные работы, связанные с подготовкой материалов, необходимых для занесения сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости, заключаются в следующем:

  1. Предполевой сбор и анализ материалов об ООПТ:
  • определяются предварительные границы ООПТ (если они не установлены более-менее точно в старой документации);
  • проводится предполевой сбор информации об ООПТ и объектах охраны (в том числе мы используем нашу собственную базу данных по редким и охраняемым видам животных и растений, полученную в ходе многолетнего мониторинга)
  • планируются полевые маршруты.
  1. Полевые наблюдения и их анализ:
  • проводятся натурные обследования территории с целью актуализации сведений о природных особенностях ООПТ,
  • выявляются объекты особой охраны – виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Московской области, иные редкие виды и ценные объекты флоры и фауны, ценные экосистемы, уникальные геоморфологические объекты и т.д.;
  • по полученным результатам окончательно формируются границы ООПТ,
  • проводится точная геодезическая съемка.
  1. Камеральные работы:
  • разрабатывается проект нового документа ООПТ (паспорта или положения), содержащего четкое описание границ, подробное описание природных особенностей, полный перечень объектов особой охраны, уточненную площадь ООПТ, каталоги координат границы ООПТ (географические и в местной системе координат), схему ООПТ, режим особой охраны;
  • подготавливаются карты (планы) объекта землеустройства ООПТ,
  • подготавливается и оформляется землеустроительное дело.

В рамках этих работ большинство из ООПТ, созданных еще в советский период, впервые обрели новую современную документацию, отвечающую требованиям действующего законодательства. Для ряда из них только сейчас было разработано полноценное всеобъемлющее описание природных комплексов, впервые выявлены и задокументированы объекты особой охраны. То есть, для некоторых ООПТ лишь спустя 30–40 лет после создания впервые стало ясно, в чем реальная природоохранная ценность этих территорий!

Важно отметить, что режим особой охраны и границы этих ООПТ в рамках работ по постановке на кадастр не менялись. Для их улучшения и приведение в соответствие с современными угрозами, законом предусмотрена отдельная процедура – реорганизация ООПТ, которая проводится отдельно.

Работы по постановке на кадастровый учет существенным образом укрепляют систему ООПТ Московской области. В 2016 году в рамках данного вида работ ПФ «Верховье» разработал такие материалы практически для всех ООПТ Московской области. Это стало достойным подарком к столетию заповедной системы России! Потом эти материалы утверждаются органами государственной власти и ООПТ постепенно отражаются на Публичной кадастровой карте.