Экологический каркас территории

Природные экосистемы, особенно в густонаселенных регионах, выполняют функцию стабилизации общего экологического баланса и, как это сейчас называют, осуществляют экосистемные услуги. В это понятие входит:

  • очистка атмосферного воздуха от загрязнений;
  • создание условий для отдыха и восстановления здоровья;
  • рассеяние поверхностного стока, предотвращение эрозии земель;
  • защита приземного слоя воздуха от перегрева и смягчение температурных колебаний;
  • поддержание водного баланса территорий, гидрорежима водоемов;
  • охрана биоразнообразия, сдерживание распространения синантропных видов

и другое.

При интенсивном использовании природных ресурсов и вовлечении в оборот новых земель надо учитывать, что устойчивость и способность к самовосстановлению у экосистем не бесконечны.

Кажется, что экосистемные услуги даются нам сами собой, причем совершенно бесплатно. Тут очень уместно вспомнить слова А.И. Герцена: «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром». Но существуют некие пределы, «точка невозврата», объемов внешнего воздействия, за которыми изменения становятся необратимыми. Там, где эта точка пройдена, возникают такие проблемы, как опустынивание, недостаток питьевой воды, перенаселение, критические загрязнения окружающей среды, истощение и засоление почвы и так далее, и так далее.

Подобное “освоение земельных ресурсов” не должно быть безгранично

Важным этапом перехода к системному предотвращению таких проблем и принципам устойчивого развития является формирование экологического каркаса территории – сети естественных или восстановленных природных (природно-антропогенных) экосистем и комплексов, объединенных экологическими связями.

Теория и практика экологических каркасов территории (есть и другие названия – экологическая сеть, зеленая сеть, природно-экологический, ландшафтно-экологический каркас и т.д.) сейчас развиваются довольно активно. Существуют разные подходы к концепции, обоснованию и проектированию экокаркаса. Независимо от выбора в его структуре выделяются, как минимум, следующие элементы:

  • ключевые природные территории, «ядра» – наиболее ценные участки, обычно это ООПТ, существующие или перспективные;
  • экологические коридоры – транзитные зоны (во фрагментированном ландшафте обычно линейной формы), которые создают непрерывность природного пространства и тем самым обеспечивают экологические связи между разными территориями;
  • буферные зоны – территории, защищающие иные элементы каркаса от внешних воздействий.

Эти элементы должны быть достаточными по площади и разнообразию, чтобы поддерживать экобаланс и, собственно, предотвращать переход через «точку невозврата».

При формировании экологического каркаса не только фиксируются сохранившиеся в том или ином виде экосистемы, но должна предусматриваться и реставрация нарушенных (и даже уничтоженных) природных территорий и восстановление утраченных экологических связей. Это может производиться путём посадки леса, залужения прибрежных полос вдоль рек и других биотехнических мероприятий.

Экокаркас может разрабатываться на разных уровнях – региональном, местном, локальном. Региональный (для России) – это уровень субъекта федерации. Местный – уровень города, сельского поселения, района и т.д. Локальный – для еще меньших масштабов, например, территории девелоперского проекта.

Фрагмент экологического каркаса Московской области согласно Схеме территориального планирования Московской области, 2007 г.

Описание экологического каркаса регионального уровня может входить в утверждаемый генеральный план – это предусмотрено Методическими рекомендациями по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (утв. приказом Минрегиона РФ от 19.04.2013 № 169). Но он может разрабатываться и как самостоятельный проект.

Заказчиками разработки экологического каркаса могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, инвесторы проектов территориального планирования, девелоперские компании и другие структуры, управляющие развитием территорий.

Экологические каркасы в том или ином виде активно разрабатываются и создаются в разных странах. В России такой опыт имеется во многих регионах – например, в Кировской, Челябинской, Ленинградской, Ярославской, Калужской, Белгородской, Оренбургской областях, в Татарстане, Крыму и т.д. Каркасы разрабатываются как для региона (субъекта РФ) в целом, так и для отдельных муниципальных образованиях – городов, районов.

Вот примерный состав работ по проектированию экокаркаса территории:

  1. Сбор информации о природном комплексе и его экологическом состоянии.
  2. Изучение современного использования территории и планов ее развития. Оценка его воздействия на природный комплекс и биологическое разнообразие.
  3. Выделение природных и природно-антропогенных территорий, имеющих тот или иной охранный статус, – ООПТ, заповедные лесные участки, защитные леса, водоохранные зоны, зоны охраны памятников истории и культуры и т.д.
  4. Анализ ландшафтной структуры, основных экологических связей.
  5. Сопряженный анализ всех хозяйственных функциональных структур и их перспективного развития.
  6. Построение функционально-планировочной модели каркаса.
  7. Разработка рекомендуемых режимов охраны и использования разных элементов каркаса, при необходимости – выделение функциональных зон.

Схема Экологического каркаса Одинцовского района, разработанная ПФ “Верховье”

Природоохранный фонд «Верховье» разработал три документа территориального планирования экологического профиля – схемы развития и размещения особо охраняемых природных территории. Одна из них регионального уровня – для Московской области – и две местного – для Одинцовского района Московской области и города Троицка (сейчас входит в состав Москвы). Такие схемы являются основой для экокаркаса, потому что в ней отражены самые ценные элементы – ключевые природные территории, ядра каркаса. Также наши сотрудники непосредственно участвовали в разработке экологического каркаса Московской области (он пока не получил какой-либо официальный статус сам по себе, но используется для разработки генеральных планов).