Экологические экскурсии

Природоохранный фонд «Верховье» в своей деятельности уделяет много внимания экопросвещению и накопил значительный опыт проведения экологических экскурсий – в процессе работы с Молодежными экологическими дружинами, при проведении массовых экологических акций, демонстрации ценных природных объектов сотрудникам природоохранных ведомств и СМИ.

Хотя мы не занимается организацией и проведением экологических экскурсий на постоянной основе, накопленный опыт позволяет нам создавать их в цифровом формате – в виде аудиогидов и путеводителей по особо охраняемым (ООПТ) и другим интересным природным территориям. Подобные гиды включают аудио- (или текстовые) экскурсии, фотогалереи, маршруты для цифровых карт по примечательным природным комплексам и объектам.

Экопросветительское значение экскурсий

Теоретические знания, полученные из книг, или поверхностные сведения из средств массовой информации, не могут заменить изучения природы «лицом к лицу», собственных впечатлений, наблюдений и поисков. Поэтому так важна роль экскурсий в природу в экологическом обучении детей и взрослых. Они позволяют наблюдать жизнь растений, поведение животных в естественных условиях обитания. Например, такие явления, как покровительственная и предупреждающая окраска, многообразные способы передвижения и питания у животных, особенности роста, цветения, расселения растений, различные приспособления защиты и нападения, некоторые формы паразитирования и т.д. – все это может быть встречено и усвоено при непосредственном знакомстве с флорой и фауной в природе.

На экскурсиях уделяется особое внимание разнообразию природных объектов, которые могут быть встречены на маршруте. Экскурсоводы не только свободно ориентируются в многообразии ландшафтных элементов, растительном и животном мире, но и обращают внимание слушателей на запевшую птицу, редкие растения или ярких бабочек, которые могут встретиться на пути.

Кроме того, во время экскурсии можно наглядно ознакомиться с негативными и положительными примерами деятельности человека в природе. Таким образом, экологические экскурсии (в том числе с аудио-гидами) не только наглядно знакомят с многообразием окружающего животного и растительного мира, но и развивают познавательную активность, формируют ответственное отношение к природе.

При планировании экологической экскурсии следует помнить, что речь в первую очередь идёт о естественнонаучном просвещении. Одной из задач общеобразовательного экологического обучения, его основой является знакомство с основными группами живых организмов во всем их многообразии, от грибов и лишайников до трав и деревьев, от моллюсков и насекомых до птиц и зверей. Причем важно научить не только различать характерные виды растений, грибов и животных, но и подвести к осознанию их тесной связи с условиями местообитания. Смыслом экологического обучения является формирование у экскурсантов понимания всесторонних взаимосвязей между различными компонентами природной среды, а также понимания того, что живые существа не просто разбросаны по поверхности земли, а населяют ее в соответствии с определенными закономерностями, в чем и заключается один из основных принципов экологии.

Для более эффективного усвоения желательно, чтобы содержание экскурсии придерживалось той или иной специальной темы – например, особенности данной природной территории и необходимость ее охраны, биологическое и ландшафтное разнообразие птиц либо другой группы животных или растений, влияние деятельности человека на природные комплексы и т.п. Текст должен быть кратким, но, тем не менее, описывающим все основные элементы природы и правильно подчёркивающим специфику данного места.

Особенности работы экскурсовода

К сожалению, многие экскурсанты не привыкли без посторонней помощи обращать внимание на лесных и луговых обитателей, даже таких ярких, как цветы, бабочки или поющие птицы, просто не знают их, не умеют видеть и слышать. Поэтому важная задача экскурсовода – это «выведение из тени» животных и растений, чтобы они стали более заметны и узнаваемы, воспринимались как неотъемлемые элементы природных комплексов.

Экскурсовод должен общаться со своими слушателями живым повседневным языком в достаточно свободной манере. Хорошо, если наряду с научными и краеведческими данными он может поделиться собственными соображениями на тему экскурсии. Полагается исходить из того, что экскурсовод должен знать территорию и проблемы, связанные с ней, намного лучше экскурсанта, рассказать интересную и исчерпывающую информацию о биологическом разнообразии территории, о предлагаемых объектах осмотра, а также о правильном и безопасном поведении в природных условиях.

Среди основных заповедей экскурсовода в природе, сформулированных еще классиком отечественной методики преподавания биологии и биологических экскурсий Б.Е. Райковым, выделим следующие:

  • помни, что экскурсия – не прогулка, но просветительская и учебная работа;
  • изучи место, куда ведешь людей, наметь тему и составь её план;
  • выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами;
  • избегай длинных объяснений;
  • не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать;
  • не забрасывай участников многими названиями и новыми терминами: они их забудут;
  • не начинай рассказ без вступления: во время первых одной–двух фраз слушатели почти не слышат и не понимают, что конкретно говорит экскурсовод;
  • не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать: если продолжительность рассказа по одному объекту превышает 3–5 минут.

Правила приведены с некоторыми дополнениями.

Что делаем мы

Руководствуясь именно такими заповедями, Природоохранный фонд «Верховье» осуществляет создание экологических аудиогидов и путеводителей. В отличие от проведения экологических экскурсий на местности, такие формы — это новое для нас направление, поэтому на начальном этапе мы работаем по промо-ценам.